Дата публикации: 04.05.2019
Рубрика: Дети
Добавить к себе в заметки

Зона неприкосновенности: детство

Автор: Мария Хацкевич

Я родилась в 70-х. В моем детстве был детский сад, школа , продленка, кружки и был Двор! Это место , где я играла, встречалась, ругалась, мирилась, планировала, злилась, дружила. В моем детстве дети жили в своем особом мире. У нас было пространство для игры. В это место не было входа взрослым. Нам приходилось самим договариваться со сверстниками или старшими ребятами о праве поиграть в домике или на горке; выпрашивать у малышей формочки или куклы для игры; учиться договариваться или отстаивать свои приоритеты; становиться лидером или подчиняться общим законам. 

У меня было время играть после уроков или в выходные, играть на каникулах или перед школой, когда родители оставляли на школьном дворе, спеша на работу. Мы могли скучать или найти себе дело, почитать книгу или поболтать с друзьями. Мы взаимодействовали и контактировали друг с другом, придумывали сплетни и учились отвечать за свои фантазии.


Спустя 20 лет , оглянувшись вокруг , я заметила , что эта неприкосновенная территория детства была оцеплена жесткими рамками секций, кружков, дополнительных занятий, репетирами и дополнительными школами. Страх за жизнь и здоровье ребенка, заставляет взрослых ограничивать территорию детства и загоняет ее в короткие перебежки между школами и секциями, где управляют всем взрослые. Дети не имеют возможности исследовать отношения между сверстниками, не учатся определять рамки дозволенного между детьми, не общаются в игровом пространстве. Большинство не испытывают эмпатии друг к другу, не умеют проявлять сочувствие и сострадание.

Во время игры дети учатся добровольно входить и выходить из нее, приобретают навык отстаивать свое мнение, но уступать для сохранения дружеских отношений. В моем детстве не было взрослых, распределяющих роли во время игр, мы учились сами договариваться , что честно, а что нет. Каждый учился на ошибках определять границы своего страха , стыда или вредности. Кто-то гонял на велосипеде между машинами, кто-то бесстрашно прыгал в реку с тарзанки, а кто-то читал книгу на балконе, но даже не пытался в угоду моде и родителям стать спортсменом .

Сейчас дети потеряли свою территорию. В школе ими управляют взрослые, на секциях и кружках они же, по дороге в секции сопровождающие, ну а дома опять же родители четко диктуют требования . Нет время на игру, как выражаются многие взрослые « пустое времяпрепровождение». Игра с друзьями – это опыт взрослой жизни, где можно попробовать разные роли, сформировать себя независимой личностью, где нет наставлений взрослых и нет постоянного контроля .

Лишая наших детей их территории, мы получаем инфантильных , зависимых , привыкших к исполнению указаний и расписаний, жертвенных будущих взрослых. Сокрушенно вздыхая потом , почему же он в свои 30 никак не становится самостоятельным. Современные дети очень нуждаются в общении и игре со сверстниками, в увлекательных походах и подвижных играх. Наша задача лишь создать условия для этого обязательного территориального пространства по имени Детство!


Комментарии
comments powered by HyperComments


Реклама
Письма читателей
Календарь событий
13
Июня
  • День работников текстильной и легкой промышленности