Дата публикации: 26.08.2020
Рубрика: Психология
Добавить к себе в заметки

2 СТОРОНЫ МОЗГА ПОДРОСТКА

Мы часто сетуем : « Стал неуправляемый, эмоционален, кидается из стороны в сторону! Однако отмечаем , но ведь как быстро все схватывает и разбирается в том, в чем нам даже и нет возможности успеть!»

fashion-2309519_1920.jpg


Незрелость мозга подростка проявляется в внезапных перепадах настроения, отсутствии эмпатии и излишней гиперчуствительности на реакцию окружающих. После открытия половых гормонов в 1920 году принято объяснять поведение подростков их активным всплеском и хаотичным движением. Однако – переход в зрелое состояние это созревание мозга. Преобразования в мозгу объясняет многие аспекты полового созревания. Для того, чтобы резкие захлопывания дверей проходили наименее безболезненно для родителей необходимо немного разобраться в этапах развития головного мозга. В период от 13 до 18 лет дети делают огромный скачок в области мышления. В этот период наиболее эффективно развивается способность к обучению. Нейроны достаточно быстро размножаются, а  серое вещество накапливается за счет нервных клеток и кора утолщается. Пластичность и объем мозга впечатляет. Время для заложения фундамента в образовательном процессе: развивать память, скорость мышления, образность, многофункциональность. Для повышения эффективности работы мозга наступает время обрезания старых связей, отсюда начинается активный процесс прощания с детством. Этот процесс ускоряется от среднего до позднего подросткового возраста. Задействуется лобные доли, обеспечивая нарастание белого вещества. Можно сравнить этот процесс с новейшим новым технологическим прибором : Все оттюнинговано, блестит, характеристики высокие, результаты могут поразить, однако этот прибор еще не эксплуатировался и обладатель не знает как его эффективно использовать. Лобные доли подростка не позволяют контролировать эмоциональные импульсы, сопереживать , планировать будущее, соизмерять последствия своих действий. К этому стоит добавить и то, что миндалины ГМ , функционирующие как система предупреждения, очень реактивны. Эта объясняет биологическую разницу интенсивного всплеска на любую конфликтную ситуацию. Данные факторы помогают понять , что модели излишне эмоционального поведения часто не борьба, а лишь проявления здоровых биологических реакций. Все подкорковые структуры уже достаточно зрелые у подростков, а вот управление эмоциями еще создаются. 


« Если наука о мозге объясняет и структурирует, это не оправдывает отвратительного, глупого, незаконного или аморального поведения»
Френсис Э.Дженсен


Родители сталкивающиеся в нестабильным, обидным и агрессивным поведением подростков могут часами придумывать угрозы и наказания – мозг игнорирует отрицательный опыт. Подростки, стоящие перед выбором «за» или «против» ориентируются на положительной выгоде от поведения для себя. Они не могут анализировать пользу отрицательных последствий для благополучного исхода в будущем. Стимулирование, основанное на вознаграждении для этого возраста более эффективна, чем система угроз. Система принятия решений у подростков зависит от эмоционального состояния, социального давления со стороны сверстников и внутренних ценностей. Риск повышается если у подростка не очень тесные связи с родителями. А значит, что ограничения, которые мы ставим своим подросшим детям воспринимаются как запрет, который необходимо снять любой ценой. 


Любому из нас с 14-15 лет необходимо было чувствовать себя стабильно и независимо в кругу друзей, однако это состояние вызывало негативные эмоции по отношению к семье. В близкой и понятной среде легче найти виноватого в своем положении, в среде же сверстников это могут сделать не все. Социальный предел формально отпускающий во взрослую жизнь установлен на цифре 18, однако психиатры утверждают, что эта цифра очень условна и не подходит большинству. В реальной жизни смоделировать возраст взросления невозможно. Это зависит от многих параметров и не может контролироваться математикой или статистикой. Конфликты в подростковом возрасте – это здоровое и объективное явление. Во время эмоциональных всплесков ребенок научиться интегрировать себя в обществе, социально адаптируется и изучит механизмы подачи себя. 


Нам остается учитывая медицинские особенности развития мозга подростков научиться разрешать все спорные моменты наименее болезненно и быстро. Не забывать основные правила решения любого недоразумения:

  • Уважение к себе и партнеру;
  • Внимательное и вдумчивое выслушивание взаимных обид;
  • Сотрудничество и поиск решений;
  • Избежание претензий и наказаний.
Помните слова известной песни: « Главное погода в доме, а остальное ерунда!», именно здоровая, дружелюбная атмосфера поможет подростку быстрее справиться с взрослением и формированием головного мозга и найти все пути решения конфликтных ситуаций. 



Комментарии
comments powered by HyperComments


Реклама
Письма читателей
Реклама
Пожилым и одиноким: с уверенностью в будущее! Книги с дисконтом
Календарь событий
20
Октября
  • День военного связиста. День моряков-надводников