Мы часто сетуем : « Стал неуправляемый, эмоционален, кидается из стороны в сторону! Однако отмечаем , но ведь как быстро все схватывает и разбирается в том, в чем нам даже и нет возможности успеть!»
Незрелость мозга подростка проявляется в внезапных перепадах настроения, отсутствии эмпатии и излишней гиперчуствительности на реакцию окружающих. После открытия половых гормонов в 1920 году принято объяснять поведение подростков их активным всплеском и хаотичным движением. Однако – переход в зрелое состояние это созревание мозга. Преобразования в мозгу объясняет многие аспекты полового созревания. Для того, чтобы резкие захлопывания дверей проходили наименее безболезненно для родителей необходимо немного разобраться в этапах развития головного мозга. В период от 13 до 18 лет дети делают огромный скачок в области мышления. В этот период наиболее эффективно развивается способность к обучению. Нейроны достаточно быстро размножаются, а серое вещество накапливается за счет нервных клеток и кора утолщается. Пластичность и объем мозга впечатляет. Время для заложения фундамента в образовательном процессе: развивать память, скорость мышления, образность, многофункциональность. Для повышения эффективности работы мозга наступает время обрезания старых связей, отсюда начинается активный процесс прощания с детством. Этот процесс ускоряется от среднего до позднего подросткового возраста. Задействуется лобные доли, обеспечивая нарастание белого вещества. Можно сравнить этот процесс с новейшим новым технологическим прибором : Все оттюнинговано, блестит, характеристики высокие, результаты могут поразить, однако этот прибор еще не эксплуатировался и обладатель не знает как его эффективно использовать. Лобные доли подростка не позволяют контролировать эмоциональные импульсы, сопереживать , планировать будущее, соизмерять последствия своих действий. К этому стоит добавить и то, что миндалины ГМ , функционирующие как система предупреждения, очень реактивны. Эта объясняет биологическую разницу интенсивного всплеска на любую конфликтную ситуацию. Данные факторы помогают понять , что модели излишне эмоционального поведения часто не борьба, а лишь проявления здоровых биологических реакций. Все подкорковые структуры уже достаточно зрелые у подростков, а вот управление эмоциями еще создаются.
« Если наука о мозге объясняет и структурирует, это не оправдывает отвратительного, глупого, незаконного или аморального поведения»
Френсис Э.Дженсен
Родители сталкивающиеся в нестабильным, обидным и агрессивным поведением подростков могут часами придумывать угрозы и наказания – мозг игнорирует отрицательный опыт. Подростки, стоящие перед выбором «за» или «против» ориентируются на положительной выгоде от поведения для себя. Они не могут анализировать пользу отрицательных последствий для благополучного исхода в будущем. Стимулирование, основанное на вознаграждении для этого возраста более эффективна, чем система угроз. Система принятия решений у подростков зависит от эмоционального состояния, социального давления со стороны сверстников и внутренних ценностей. Риск повышается если у подростка не очень тесные связи с родителями. А значит, что ограничения, которые мы ставим своим подросшим детям воспринимаются как запрет, который необходимо снять любой ценой.
Любому из нас с 14-15 лет необходимо было чувствовать себя стабильно и независимо в кругу друзей, однако это состояние вызывало негативные эмоции по отношению к семье. В близкой и понятной среде легче найти виноватого в своем положении, в среде же сверстников это могут сделать не все. Социальный предел формально отпускающий во взрослую жизнь установлен на цифре 18, однако психиатры утверждают, что эта цифра очень условна и не подходит большинству. В реальной жизни смоделировать возраст взросления невозможно. Это зависит от многих параметров и не может контролироваться математикой или статистикой. Конфликты в подростковом возрасте – это здоровое и объективное явление. Во время эмоциональных всплесков ребенок научиться интегрировать себя в обществе, социально адаптируется и изучит механизмы подачи себя.
Нам остается учитывая медицинские особенности развития мозга подростков научиться разрешать все спорные моменты наименее болезненно и быстро. Не забывать основные правила решения любого недоразумения: