Дата публикации: 08.06.2018
Рубрика: Психология
Добавить к себе в заметки

Не хочу учиться! Мария Трифонова, психотерапевт

Как часто в своем кабинете я слышу от родителей, что ситуация с детьми и учебой довела их до крайней точки кипения. Обычно меня просят сказать или потребовать от их любимого чада обещаний в завтрашнем изменении ситуации. Все хотят чуда: послушного замотивированного школьника или студента с четкой целью на будущую профессию.

Спешу огорчить и разочаровать многих, ожидающих чуда от психотерапевта: завтра не смогу и послезавтра тоже! Путь поиска мотивации и выработки привычки учиться (да-да, это тоже привычка) долог и тернист.

Начнем с основных причин, по которым наши современные дети не хотят учиться.

1. Нет образца для подражания. Я говорю не о телевизионных героях, интернетных историях о миллионерах, а о простых доступных ориентирах рядом. Если в семье родители постоянно учатся сами, занимаются языками, посещают курсы по интересам, рассказывают о новых знаниях, вместе составляют план мероприятий, то дети воспринимают учебу как естественный процесс и не имеют проблем с пониманием нужности и важности потраченных усилий.

2. Родители часто скептически при детях обсуждают школу, учителей и уровень образования. Мы сами внушаем детям мысли о несостоятельности образования, его ненужности и несовременности. Как часто во время семейных застольев можно услышать фразы: «Светка твоя училась — и что? На кассе уже 35 лет работает, зачем ей там язык-то нужен?!» Программирование на неудачу негативно сказывается на детском восприятии системы обучения.

3. Подростку некомфортно находиться в школе. Это очень тонкий и важный вопрос, который часто родителями не воспринимается всерьез. Коллектив одноклассников и состав педагогов может полностью изменить отношение к учебе у 95% детей (по общешкольным исследованиями в 2015 году Ассоциацией школьных психологов в Германии). Конечно. возражения родителей понятны: менять школу, а потом что — город и жизнь? Пусть приспосабливается. Вот дети и приспосабливаются, не учась!

4. Сложно воспринимать материал. Да, действительно, сейчас уровень учебного материала и его объем увеличился во много раз. Многим ребятам физически, по медицинским параметрам, не хватает внутренних показателей для его освоения, однако родители, а вернее их самолюбие, не принимают данность. Обследование здоровья ребенка теперь находится в руках семьи, но, увы, многие не обращаются за помощью специалистов, считая лень единственной проблемой!

5. Уровень преподавания находится в неинтересной и монотонной плоскости, оторванности от реальности. Наши дети уже с 2-3 лет привыкают к динамичности, краскам и быстро сменяющейся деятельности в связи с новыми технологиями, гаджетами и техническими играми. Обучение же в школе во многом осталось на прежнем книжно-тетрадном уровне. Учителя сетуют на плохую техническую базу и маленькие зарплаты, родители — на лень детей и нехватку времени, а крайними остаются ребята. Дети убеждаются в ненужности знаний из-за ограниченности занятий вне школы.

6. Мы с первых дней жизни детей привыкли назначать им нужные и ненужные знания. Беседуя с родителями, я обращаю их внимание на определенные якоря, которые они бросают в жизни своих детей. Ну зачем ему литература, а ей физика? Мы определяем ненужные предметы, лишнюю информацию, неудобных друзей, но потом удивляемся тому, что подросток в 17 лет не знает, кем он хочет стать. Детям не хватает пространства для выбора, нет практического опыта для самоопределения. Отсюда и нежелание учиться, познавать то, что неинтересно.

7. Одаренность. Да, именно одаренность в какой-то одной области мешает детям учиться. Ребенка с детства наделяют особыми способностями по какому-то направлению (спорт,музыка, рисование, химия), и он, следуя возложенным чаяниям родителей и тренеров, несет этот венец, ограничивая свои возможности, отказываясь от всего остального, боясь не дотянуть.

8. Авторитаризм родителей, учителей и тренеров. Чрезмерное давление вызывает всегда отторжение и желание спрятаться, уйти, избежать. Дети, испытывающие большие нагрузки, несоразмерность требований, всегда в определенный момент ломаются и всячески начинают избегать возложенных на них задач. Леность в учебе — это часто крик о помощи, о невозможности справиться с проблемой самостоятельно.

Список этот можно продолжать и расширять, я постаралась указать лишь наиболее распространенные проблемы. Ни одному здоровому и социально адаптивному ребенку не хочется быть в отстающих, слушать замечания взрослых и насмешки одноклассников.

Отсутствие мотивации к учебе, игнорирование школьных знаний, нежелание посещать школу — это комплекс проблем, которые необходимо решать всем вместе в открытом диалоге: дети, взрослые, школа и психолог.

Учить учиться — это такой же навык обучения, как готовить, шить, читать. Нам всем необходимо его иметь в своем арсенале навыков.

Учеба для детей — это выполнение работы, а вот какая это работа: любимая, трудная, нудная или необходимая, уже процесс формирования, зависящий от многих факторов. Взволнованным и сердитым родителям я обычно завариваю травяной чай, благодарю за решение обратиться за помощью, и мы начинаем искать особый мотивационный путь к интересной и любимой учебе!

Мария Трифонова, психотерапевт


Комментарии


Реклама
Письма читателей
Реклама
Липовый чай
Календарь событий
22
Октября
Ничего не найдено