Дата публикации: 17.12.2020
Рубрика: Психология
Добавить к себе в заметки

ТРУДНО ЛИ БЫТЬ ПОДРОСТКОМ

Мы часто сетуем: «Стал неуправляемый, эмоционален, кидается из стороны в сторону!» Однако отмечаем: «Но ведь как быстро все схватывает и разбирается в том, в чем нам даже и нет возможности успеть!»

 sad-2042536_1920.jpg

Незрелость мозга подростка проявляется во внезапных перепадах настроения, отсутствии эмпатии и излишней гиперчувствительности на реакцию окружающих. После открытия половых гормонов в 1920 году принято объяснять поведение подростков их активным всплеском и хаотичным движением. Однако переход в зрелое состояние — это созревание мозга. Преобразования в мозгу объясняет многие аспекты полового созревания. 

Для того чтобы резкие захлопывания дверей проходили наименее безболезненно для родителей, необходимо немного разобраться в этапах развития головного мозга. В возрасте от 13 до 18 лет дети делают огромный скачок в области мышления. В этот период наиболее эффективно развивается способность к обучению. Нейроны достаточно быстро размножаются, а серое вещество накапливается за счет нервных клеток, и кора утолщается. 

Пластичность и объем мозга впечатляет. Заложения фундамента интеллекта осуществляется в образовательном процессе: развивать память, скорость мышления, образность, многофункциональность. Для повышения эффективности работы мозга наступает время обрезания старых связей, отсюда начинается активный процесс прощания с детством. Этот процесс ускоряется от среднего до позднего подросткового возраста. Задействуются лобные доли, обеспечивая нарастание белого вещества. Можно сравнить этот процесс с новейшим новым технологическим прибором: все оттюнинговано, блестит, характеристики высокие, результаты могут поразить, однако этот прибор еще не эксплуатировался, и обладатель не знает, как его эффективно использовать. 

Лобные доли подростка не позволяют контролировать эмоциональные импульсы, сопереживать, планировать будущее, соизмерять последствия своих действий. К этому стоит добавить и то, что миндалины ГМ, функционирующие как система предупреждения, очень реактивны. Это объясняет биологическую разницу интенсивного всплеска на любую конфликтную ситуацию. Данные факторы помогают понять, что модели излишне эмоционального поведения часто не борьба, а лишь проявления здоровых биологических реакций. Все подкорковые структуры уже достаточно зрелые у подростков, а вот управление эмоциями еще создаются. 

 

«Если наука о мозге объясняет и структурирует , это не оправдывает отвратительного, глупого, незаконного или аморального поведения»

Френсис Э. Дженсен

 

Родители, сталкивающиеся в нестабильным, обидным и агрессивным поведением подростков могут часами придумывать угрозы и наказания — мозг игнорирует отрицательный опыт. Подростки, стоящие перед выбором «за» или «против» ориентируются на положительной выгоде от поведения для себя. Они не могут анализировать пользу отрицательных последствий для благополучного исхода в будущем. Стимулирование, основанное на вознаграждении для этого возраста более эффективно, чем система угроз. 

Система принятия решений у подростков зависит от эмоционального состояния, социального давления со стороны сверстников и внутренних ценностей. Риск повышается если у подростка не очень тесные связи с родителями. А значит, что ограничения, которые мы ставим своим подросшим детям, воспринимаются как запрет, который необходимо снять любой ценой. 

Каждому из нас с 14-15 лет необходимо было чувствовать себя стабильно и независимо в кругу друзей, однако это состояние вызывало негативные эмоции по отношению к семье. В близкой и понятной среде легче найти виноватого в своем положении, в среде же сверстников это могут сделать не все. 

Социальный предел, формально отпускающий во взрослую жизнь, установлен на цифре 18, однако психиатры утверждают, что эта цифра очень условна и не подходит большинству. В реальной жизни смоделировать возраст взросления невозможно. Это зависит от многих параметров и не контролируется математикой или статистикой.

Конфликты в подростковом возрасте — это здоровое и объективное явление. Во время эмоциональных всплесков ребенок научится интегрировать себя в обществе, социально адаптируется и изучит механизмы подачи себя. 

Нам остается, учитывая медицинские особенности развития мозга подростков, научиться разрешать все спорные моменты наименее болезненно и быстро. И не забывать основные правила решения любого недоразумения:

· уважение к себе и партнеру;

· внимательное и вдумчивое выслушивание взаимных обид;

· сотрудничество и поиск решений;

· избегание претензий и наказаний.

Помните слова известной песни: «Главное погода в доме, а остальное ерунда!». Именно здоровая дружелюбная атмосфера поможет подростку быстрее справиться с взрослением и формированием головного мозга и найти все пути решения конфликтных ситуаций. 


Комментарии
comments powered by HyperComments


Реклама
Письма читателей
Реклама
Пожилым и одиноким: с уверенностью в будущее! Книги с дисконтом
Календарь событий
13
Мая
  • День черноморского флота
  • Вознесение Господне