Дата публикации: 01.03.2017
Рубрика: Семья
Добавить к себе в заметки

Спасите наши уши!

Отношение учащихся к занятиям и их успехи в освоении программы во многом зависят от условий обучения, включая состояние звуковой среды в образовательном учреждении.

Ни для кого не секрет, что тишина в школах — понятие относительное. Полное безмолвие бывает разве что во время сдачи государственных экзаменов, а на обычных уроках слышится некий фоновый шум — от легкого шелеста до весьма неприятного гула. На извечный вопрос «Кто виноват?» напрашивается, казалось бы, очевидный ответ: конечно же, дети с их неукротимой энергией, неутолимым желанием общаться и ребяческой склонностью к озорному поведению. Однако проблема гораздо сложнее и вызвана помимо всего прочего акустическим несовершенством классных комнат, спортивных залов, коридоров и рекреаций, столовых, мастерских и лабораторий.
Хорошая акустика — это возможность услышать «полезные», то есть несущие информацию звуки.Из-за плохой акустики слова говорящего становятся невнятными, неразборчивыми. Если взрослые, не расслышав части фразы, могут догадаться о смысле сказанного, то дети в силу возрастных особенностей и не такого большого словарного запаса не способны выстраивать мгновенные умозаключения.
Посторонний шум мешает им сконцентрироваться. Пропустив важные моменты объяснения, ученики теряют интерес к уроку и переключаются на что-нибудь более увлекательное, например, перешептывание друг с другом. Дети не усваивают учебный материал в полном объеме, быстро устают и испытывают повышенное психологическое напряжение.
Учителя, стремясь удержать внимание своих подопечных,говорят громче, а ученики в ответ сильнее шумят (психоакустический эффект Ломбарда). Ежедневные многочасовые голосовые нагрузки провоцируют развитие профессиональных заболеваний горла. Не говоря уже о последствиях стрессовых состояний, сопровождающихся выбросом адреналина. Преподаватели физической культуры, работающие в гулких залах с «кричащим» эхом, постепенно теряют слух из-за постоянного высокого звукового давления, вызванного интенсивным шумом (от 80 дБ и более).

Буква закона

Следующий вопрос:«Что делать?»Хорошую акустику обеспечивают звукопоглощающие потолочные и стеновые панели на основе минерального волокна. Такие изделия кардинально меняют звуковую среду, очищая ее от вредного шума.
К сожалению, нормативное регулирование в этой области носит выборочный характер. Скажем, в СП 51.13330-2011 «Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003» указано, что «как обязательное мероприятие по снижению шума и обеспечению оптимальных акустических параметров помещений звукопоглощающие конструкции должны применяться … в коридорах и холлах школ… спортивных залах и плавательных бассейнах».
Более конкретные предписания даются в СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования». Этот документ обязывает проектные организации при согласовании проектов предоставлять «акустические расчеты по снижению шума в учебных помещениях, включая время реверберации (затухания звука)» и рекомендует применять в учебных и других помещениях звукопоглощающие материалы. Но действие СанПиН 2.4.3.1186-03 на школы не распространяется, впрочем, как и на лицеи, университеты, учреждения дополнительного образования.

Ловушки для шума

Звук или звуковые волны — то, что слышится, воспринимается слухом: механические колебания, распространяющиеся в твердых, жидких и газообразных средах. В свою очередь, шум — это нежелательный звук или хаотичное смешение звуков, вызывающее дискомфорт и при определенных условиях представляющее угрозу для здоровья. Звуковые волны расходятся от источника, в частности, от говорящего, во всех направлениях. Достигая потолка, стен и пола, они отражаются от твердой и гладкой поверхностей, что приводит к возникновению шумового фона, ухудшающего слышимость так называемого прямого звука (от говорящего к слушателям).
Чтобы улучшить акустику, специалисты используют отделку из звукопоглощающих панелей, применение которых позволяет избежать отражение звуков, что в конечном итоге способствует четкому и ясному звучанию речи. Однако положение меняется, если расстояние между говорящим и слушающим превышает 8 метров. Звук затихает, не достигнув тех, кто находится в конце помещения.
Если отраженная волна приходит к слушателю не позднее 50 миллисекунд (лучше 20-30 мс) после прямого звука, то она усиливает звучание произнесенных слов.Для генерации так называемых ранних отражений звука используют особые отражающие панели. В обычных, «речевых», классах их монтируют над доской и столом учителя. Лингафонные кабинеты, где восприятие на слух создает повышенную умственную нагрузку, и в музыкальных залах звукоотражатели и звукопоглощающие панели располагают по индивидуально разработанным схемам.
Здесь следует внести ясность: в чем состоит различие между звукоизоляцией и звукопоглощением. Звукоизоляция снижает уровень шума, проникающего извне. Ослабление звука происходит при прохождении звуковой волны через строительные конструкции. Кирпичные и железобетонные стены — прекрасные звукоизоляторы, но они не в силах справиться с внутренним шумом.
Пористо-волокнистые звукопоглощающие материалы улавливают звуки, исходящие от источника внутри помещения. Преодолевая множество пор и полостей, звуковые волны теряют свою энергию. Но не стоит рассчитывать на то, что легкие акустические потолки из стекловолокна будут выполнять еще и звукоизолирующую функцию.

Доводы науки

Высокая эффективность звукопоглощающей отделки была доказана в ходе многолетних акустических и психоакустических исследований в Великобритании и Германии (эдинбургский университет HeriotWatt, совет графства Эссекс, Бременский университет). Исследователи измеряли акустические параметры в классах со звукопоглощающей отделкой и без, в отсутствии учащихся и во время занятий. Они опрашивали учителей и школьников различного возраста, выясняя их отношение к улучшению акустики помещений.

Анализ полученных данных дал потрясающие результаты, ясно показывающие, что акустические изделия позитивно влияют на качество образования.

    За счет звукопоглощающих материалов уровень шума снижается на 3 дБ, если проводить измерения в пустых классах. Но во время уроков этот показатель возрастает до 10 дБ. Прибавку в 7 дБ обеспечивает обратный эффект Ломбарда или, как его еще называют, эффект библиотеки. В спокойной обстановке люди не повышают голос, чтобы быть услышанными.Напротив, они стараются говорить ровно, чтобы не нарушить общую атмосферу. Мало того, если при обучении практикуются современные методики, предполагающие диалог между учениками и учителем или работу в группах (в отличие от традиционного подхода, когда говорит преимущественно преподаватель), то разница увеличивается до 8 дБ (5 дБ в обычных классах и 13 дБ в классах с акустическими потолками и стенами).

    Одновременно в ходе исследования у преподавателей измеряли пульс и определяли уровень гормонов в крови. В помещениях с хорошей акустикой частота сердечных сокращений оставалась в пределах нормы (пульс на 10 ударов меньше, чем в обычных классах). И никаких всплесков адреналина!

    В благоприятной акустической среде речь звучит четко и ясно. Понимание сказанного улучшается, и, как следствие, повышается успеваемость. Дети чувствуют себя увереннее,быстрее концентрируются на заданиях и лучше ориентируются в пространстве, что снижает травматические риски на занятиях в спортивном зале.

    Ученики с проблемами слуха, кстати, часто не выявленными, ощущают большие перемены в своем восприятии звуков так, как будто у них вынули пробки из ушей.

В помещениях с хорошей акустикой легко определить «генератор» шума, то есть разговаривающего или хрустящего конфетным фантиком ученика, что упрощает управление классом и позволяет поддерживать дисциплину. Учителям не нужно напрягать голосовые связки до стрессовой амплитуды, чтобы добиться тишины в классе. Обычно к концу дня дети чувствуют сильное утомление, но в учебных помещениях с хорошей акустикой они сохраняют свежесть восприятия и работоспособность до самого последнего урока.

Комментарии


Реклама
Письма читателей
Реклама
Липовый чай
Календарь событий
17
Августа
Ничего не найдено