Дата публикации: 22.10.2019
Рубрика: События
Добавить к себе в заметки

Авангард. Список No 1 К 100-летию Музея живописной культуры

Выставка открыта с 23 октября 2019 по 23 февраля 2020 Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39–42

Состав выставки: около 250 живописных, графических и скульптурных работ, а также аналитические материалы МЖК, редкие архивные документы, книги и фотографии

Коллекции-участники: 16 российских музейных собраний, в том числе Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), столичные и региональные музеи России, 5зарубежных музейных собраний – Галерея Тейт Модерн (Лондон), Музей Людвига (Кёльн), MOMus — Музей искусства модернизма — коллекция Костаки (Салоники), Национальная галерея Армении (Ереван), Государственный музей искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева (Алматы), а также 4 частные коллекции

Куратор: Любовь Пчёлкина
Помощник куратора: Ирина Кочергина
Дизайн экспозиции: Евгений Асс, Ольга Аистова

Третьяковская галерея открывает уникальный и долгожданный выставочный проект, приуроченный к 100-летию первого в мире государственного музея современного искусства — московского Музея живописной культуры (МЖК). Когда МЖК уже завершал историю своего существования, известный Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке только открывался. Московский МЖК был ключевой структурой беспрецедентного проекта Советской России, развернувшего по стране целую сеть музеев нового типа — музеев живописной культуры, которые были призваны, «сбросив с корабля современности» классические традиции изобразительного искусства, кардинально переформатировать мышление художников и подготовить современного зрителя к восприятию новых художественных форм.

В первые послереволюционные годы новое искусство стало символом молодой страны, а его создатели — художники-авангардисты получили карт-бланш на реформацию культуры и искусства в целом и на организацию музея современного искусства в Москве в частности. В отличие от старейшей лондонской галереи Тейт, собиравшей коллекцию современного искусства c 1917 года на средства частных учредителей, в России имел место исключительный исторический факт — государство стало главным покупателем и покровителем современной экспериментальной живописи. Идею уникального Музея создавали и разрабатывали сами художники, они же принимали решение о покупке произведений в коллекцию, находились на руководящих должностях. В организации МЖК участвовали самые яркие представители искусства авангарда, великие экспериментаторы, открыватели новой «живописной культуры», изобретатели смелых художественных решений — Василий Кандинский, Казимир Малевич, Александр Родченко, Давид Штеренберг, Владимир Татлин, Александр Древин и другие.

МЖК задумывался как образец музея «нового типа», отметавшего все традиции академических музеев. Новым был и критерий отбора произведений — он подразумевал новаторство творческого метода.

     Поэтому коллекция музея уникальна тем, что туда приобретались работы не обязательно известных мастеров авангарда, но иногда и совсем молодых талантливых художников, многие из которых впоследствии приобрели громкое имя.

IMG_4644.jpgАлександр Экстер. Ваза с цветами. 1913, Краснодарский краевой художественный музей.

Настоящая выставка посвящена только центральному — московскому Музею живописной культуры. Он существовал всего 10 лет, с 1919 по 1929 год. С 1924 года МЖК официально стал филиалом Третьяковской галереи. Когда в 1929 году было принято внезапное решение о ликвидации музея и слиянии с Третьяковской галереей, в ее фонды поступило более 700 произведений живописи, графики, скульптуры, плаката, что стало первым большим поступлением в собрание новейшего искусства Галереи.Всем известные «Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича, «Импровизация 7» (1910) Василия Кандинского, «Скрипка» (1915) Любови Поповой, «Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)» (1911) Наталии Гончаровой, «Отдыхающий солдат» (1911) Михаила Ларионова вместе с другими произведениями были переданы Третьяковской галерее по так называемому Списку No 1, списку лучших работ коллекции МЖК, которые в основном и составляли экспозицию самого музея. Этот список и дал название настоящей выставке.

Часть переданных в Третьяковскую галерею произведений была распределена в региональные музеи, архивы, у некоторых картин была более сложная судьба, но около 300 работ осталось в Галерее. За годы деятельности МЖК собрал крупнейшую коллекцию современной живописи, графики и скульптуры, в основном представителей русского авангарда. Всего через фонды московского музея прошло около 2000 работ.

Произведения из коллекции МЖК на короткое время были включены в экспозицию новейших течений Третьяковской галереи. Однако с середины 1930-х годов картины «эпохи формализма» исключили из музейной практики. На долгое время история Музея живописной культуры была забыта.

Выставка впервые в музейной практике представляет реконструкцию экспозиции московского МЖК. По архивным фотографиям и некоторым публикациям середины 1920-х годов кураторам выставки удалось воссоздать план развески МЖК и собрать ее состав так, как она была задумана организаторами в1920-е годы. Кроме вошедших в экспозицию произведений из Третьяковской галереи, больше половины работ привезено из регионов и из-за рубежа, в том числе из Тейт Модерн в Лондоне и Музея Людвига в Кёльне.

Экспозиция задумана как развернутый рассказ о музее и его судьбе. Во вводной части представлена информация о главных организаторах МЖК и предыстории музея. Центральный раздел выставки — воссозданная экспозиция московского МЖК середины 1920-х годов.

Уникальная концепция музея также включала демонстрацию материалов научных исследований. Реконструкция Аналитического кабинета представлена в специальном разделе выставки, раскрывая МЖК как музей, заглянувший далеко в будущее. Зрители могут познакомиться с редкими экземплярами книг и журналов начала 1920-х годов, принадлежавших МЖК.

Проиллюстрируют биографию музея редкие архивные документы. В экспозицию включен раздел «История без купюр», в котором впервые раскрыта судьба произведений коллекции МЖК после ликвидации музея. Здесь можно познакомиться с открытиями новых атрибуций, сделанных в процессе подготовки выставки. Эпилог нашей экспозиции подводит зрителя к 1930-м годам, когда набирала обороты борьба с формализмом и Музей живописной культуры оказался надолго вычеркнут из истории.

IMG_4652.jpgИнвалиды войны. Юрий Пименов.1926, Государственный русский музей

Для Третьяковской галереи настоящая выставка и весь длительный процесс подготовки к ней — важнейший научный и просветительский проект, так как он связан с историей начала формирования коллекции авангарда в собрании нашего музея, а также восстановлением исторической справедливости — спасением от забвения интересной концепции и уникальных идей Музея живописной культуры, вызывающих сегодня все больший интерес в мире.

К выставке издан каталог, включающий статьи о музее и иллюстрации работ, а также большой объем впервые публикуемых документов, среди которых наиболее важны списки произведений, переданных в Третьяковскую галерею из МЖК, архивные фотографии, аналитические материалы.

Выставку сопровождает обширная образовательная программа, включающая в себя тематические лекции и экскурсии, а также специально для нее подготовленные лаборатории, мастер-классы и концерты экспериментальной музыки. Готовится Международная конференция, посвященная исследованиям истории и деятельности МЖК.

858x540.jpg 

Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ, давний друг и партнер Третьяковской галереи. При поддержке банка за прошедшие годы в музее было организовано множество важнейших выставочных проектов.





Комментарии
comments powered by HyperComments


Реклама
Письма читателей
Реклама
Пожилым и одиноким: с уверенностью в будущее! Книги с дисконтом
Календарь событий
12
Декабря
  • День Конституции Российской Федерации