Дата публикации: 22.02.2020
Рубрика: События
Добавить к себе в заметки

СКУЛЬПТОР АЛЕКСАНДР РУКАВИШНИКОВ

Выставка открыта с 27 февраля по 26 апреля 2020 Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы

Куратор: Ирина Седова
Состав выставки: 60 произведений скульптуры — бронза, мрамор, известняк, алюминий, керамика, гранит, войлок, дерево, сталь, шамот

001. Микеланджело 1972.jpg

Государственная Третьяковская галерея представляет выставку произведений Александра Иулиановича Рукавишникова (род. 1950) — одного из ведущих мастеров отечественной пластики, скульптора с мировым именем. Его станковые работы находятся в крупнейших музейных и частных собраниях, а созданные им монументальные произведения украшают города не только России, но и мира.

Александр Рукавишников — третий в династии потомственных скульпторов, сын И.М. Рукавишникова и А.Н. Филипповой. Он с детства учился лепке в мастерской у родителей, в 1974 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская Л.Е.Кербеля). Будучи одним из самых смелых экспериментаторов в области скульптурной формы, Рукавишников создал целую галерею ярких образов, зачастую вызывавших споры как в профессиональной среде, так и у широкого зрителя. Третьяковская галерея впервые представляет творчество мастера в ретроспективе, начиная с самых ранних работ, созданных в 1970-е, и заканчивая произведениями последних лет, часть из которых скульптор создал специально для этой выставки.

Первый раздел экспозиции посвящен этапу становления мастера Рукавишникова, где, тем не менее, уже продемонстрировано не только блестящее владение навыками скульптурного мастерства, но и отчетливо проявился яркий авторский почерк. Экспозиция открывается одной из первых студенческих работ Рукавишникова «Микеланджело Буонарроти» (1972, мрамор), в которой уже прочитывается узнаваемый пластический язык будущего мастера. Работая в традиционных жанрах, скульптор смело экспериментирует с техниками и образным строем, совмещая в изображении уважение к канону с формально- пластическим новаторством, свободно вводя в скульптуру цвет и комбинируя различные материалы в самых неожиданных сочетаниях. Свидетельством тому являются ранние работы мастера: серия «Корни России» (1977–1987, бронза), «Старая музыка» (1982, шамот, мех), «Лето в городе» (1985, гипс, мрамор) и другие.

Отдельным блоком выставляются произведения, отсылающие к важнейшей для Рукавишникова теме древнеславянского язычества. В своей творческой практике скульптор выработал особую систему пластических знаков-символов, с помощью которых он повествует о языческом прошлом, насыщая древние аллегории новыми смыслами. Основные мотивы этого ряда — лунница-кокошник, рыба, птица, мать-прародительница, языческие богини. Интерпретируя этот сплав символики в формах современного пластического языка, автор создает сложно устроенные скульптурные образы-конструкции, где каждая деталь имеет особый смысл.

прощание славянок

В заключительном разделе экспозиции можно увидеть произведения конца 1990-х — 2000-х годов, где прослеживается кристаллизация образно-стилевых приемов, формирующих авторский стиль мастера. Один из центральных экспонатов выставки — «Автобиографический мотив» (1989, бронза, известняк, алюминий, керамика, гранит, войлок, мрамор) — демонстрирует всю сложность и разнообразие экспериментов Рукавишникова с возможностями скульптурной формы. Данное произведение, словно мозаика, собирается из многих частей. Как признался сам автор, «шесть материалов — это то, из чего состою я». Разная фактура элементов, из которых собран «автопортрет» (как именует эту работу Рукавишников), символизирует сложность внутреннего мира скульптора. «Автобиографический мотив» стал одним из первых и крайне немногочисленных его произведений, выполненных в нефигуративном ключе.

В отдельном зале будут демонстрироваться видеоматериалы, посвященные творческому пути скульптора.

Александр Рукавишников принадлежит к плеяде мастеров, которые, начав свой творческий путь в середине 1970-х ‒ начале 1980-х годов, не боялись пластических экспериментов и в творчестве которых воплотился символический язык современной скульптуры. Выставка в Третьяковской галерее позволит представить широкой публике творчество одного из самых значимых современных скульпторов.

005. Гребущая, 2008.jpg



Комментарии
comments powered by HyperComments


Реклама
Письма читателей
Реклама
Пожилым и одиноким: с уверенностью в будущее! Книги с дисконтом
Календарь событий
14
Марта
  • День работников геодезии и картографии России