Дата публикации: 03.03.2019
Рубрика: Творчество
Добавить к себе в заметки

Балет «Юноша и смерть»

Автор: Ирина ЛАТОРЦЕВА, хореограф-постановщик, балерина, журналист, директор театрально- танцевальной студии «Фортеданс»
Этот балет репетируют без музыки, в нем участвуют только двое, на сцене курят, и совершается самоубийство. Балет «Юноша и смерть» задумывался поэтом, драматургом, художником и режиссером Жаном Кокто как ответ на дезориентацию и одиночество человека в обществе послевоенного времени.Франция в ту эпоху увлеклась философией экзистенциализма.



Человек, которого великая балерина Тамара Карсавина еще ребенком называла enfant terrible, стал создателем и вдохновителем многих шедевров искусства двадцатого века. Одним из них, бесспорно, явился балет «Юноша и смерть». На премьерной афише значилась надпись: «Танцы, декорации и костюмы подсказаны хореографу Ролану Пети, декоратору Жоржу Вакевичу и костюмеру Барбаре Карински Жаном Кокто».

«Я правда и вымысел одновременно», — говорил о себе Жан Кокто.

Сюжет развивался вокруг извечной темы переплетения искусства и смерти. Обстановка сцены представляла собой богемную парижскую мансарду художника. В задумчивости он лежит на кровати, чего-то ожидая. Знака судьбы, вдохновения, музы. В ореоле табачного дыма он погружен в свои мысли, как в медитацию. В комнату, как будто из другого мира, врывается девушка. В ее канареечно-желтом платье, черном каре — во всем облике заключена демоническая тайна.



Мгновенно сцена превращается в напряженно-страстный танец. Герои пытаются догнать друг друга, побороть, обстановка создает единое волнующее действие. Смерть ли пришла в образе девушки, или девушка в образе смерти — магия перевоплощения интригует и зачаровывает… Художник видит призрак, рожденный в его больном воображении, или же посланницу неведомых сил, явившуюся за его душой. Мистика, страсть и драматизм погружают зрителя с головой в этот удивительный сюжет. Драматизм в балете присутствовал не всегда.



Вдохновившись идеей Жана Кокто, хореограф Ролан Пети выбрал для постановки легкую джазовую музыку. На первых репетициях не было и речи о глубоком погружении в серьезные мотивы философии жизни и смерти. Джазовая песня «Френки и Джонни», взятая за основу хореографом, этого не позволяла. Не давала нужного эффекта. Понял это и Жан Кокто.

Разносторонняя личность с тонким вкусом, вскоре он попросил дирижера найти музыкальное произведение на 15-17 минут, которое бы отразило суть темы. Выбор пал на «Пассакалию и фугу до-минор» И.С. Баха в оркестровке О. Респиги. Хореограф Ролан Пети и исполнители балета узнали об этом накануне премьеры.



«Я знаю и по опыту фильмов, что, не важно, какая возвышенная музыка неожиданно объединяет действия и поступки героев. Оставалось попробовать, сможет ли танец, сочиненный на выбранные хореографом ритмы, обойтись без них и обрести силу в ином музыкальном климате» (Ж. Кокто)

Монументальная и страстная музыка Баха вдохнула в хореографию духовность, философию, неизбежность судьбы, значимость и силу. Артисты танцевали, следуя внутреннему ритму. До сих пор спектакль «Юноша и смерть» нередко репетируют без музыки. Зрители были потрясены. Только после третьего поднятия занавеса раздались аплодисменты. Исполнители главных партий Жан Бабиле и Натали Филиппар, ради которых и задумывался балет, казалось, слились с образами персонажей, настолько происходящее на сцене было органично и достоверно. Черное каре и сигарета стали трендом парижской моды, а сдержанный, без лишнего мелодраматизма танец Бабиле — символом поистине мужского танца. 

«Балет сочинялся так: Ролан Пети начинал движение, а я его заканчивал. У меня всегда было ощущение, что Юноша — это я». (Жан Бабиле)

Среди самых известных дуэтов этого спектакля — Рудольф Нуреев и Зизи Жанмер, Михаил Барышников и Флоренс Фор, Роберто Болле и Дарси Бассел, Николя ле Риш и Мари-Аньес Жило, Ульяна Лопаткина и Фарух Рузиматов, Иван Васильев и Светлана Захарова. Каждый из этих звездных танцовщиков привнес нечто новое в интерпретацию спектакля, и балет заиграл новыми красками. Важно одно — для воплощения столь многогранных образов исполнителям требуются не просто прекрасно отточенная техника и актерское дарование, а незаурядный интеллект. Ведь именно рациональный подход к каждому жесту, движению и повороту головы позволит сохранить глубоко философскую линию танцевального сюжета, не превратив действие в банальную мелодраму. Впервые показанный в 1946 году, спектакль продолжает волновать публику и украшать мировые сцены в веке двадцать первом. Пятнадцатиминутный шедевр остается неисчерпаемым источником мыслей о жизни и смерти.


«Дети мои, смерть была, есть и будет. Человек рождается только для того, чтобы любить, потом сделать ребенка, вырастить его и попрощаться с жизнью» (Ролан Пети)


Комментарии
comments powered by HyperComments


Реклама
Письма читателей
Реклама
Солнцезащитные очки. Оптом и мелким оптом.
Календарь событий
14
Апреля
Ничего не найдено