Дата публикации: 01.03.2017
Рубрика: Творчество
Добавить к себе в заметки

БОГИНИ И ПОЛОВЫЕ ТРЯПКИ В ЖИЗНИ ПИКАССО

Автор: Елена Ерофеева-Литвинская
«Женщины делятся для меня на два типа — богини и половые тряпки» — афоризм великого испанца, которому он следовал в жизни,  не делал ему чести, но гений есть гений, ему прощается все… Поначалу она тоже была для него богиней. Русской балерине Ольге Хохловой исполнилось 26, когда она познакомилась с Пикассо. Он оказался на десять лет старше и прошел к моменту встречи с ней через множество сексуальных экспериментов. В его постели побывали разные женщины, среди которых преобладали натурщицы и проститутки, а вот девушки из приличного общества у него не было никогда.

Ольга Хохлова родилась 17 июня 1891 года в семье полковника армии Российской империи в малороссийском городе Нежине и с детства мечтала танцевать. Она влюбилась в балет, посетив парижский театр. Спектакль произвел на нее неизгладимое впечатление. Начав заниматься танцами довольно поздно (в 14 лет), примой-балериной она не стала, но ей, очаровательной и грациозной, удалось попасть в труппу к Сергею Дягилеву, а уж великий импресарио знал толк в талантах и не терпел дилетантства!
Во время гастролей по Франции в 1917 году на репетиции балета «Парад» на музыку Эрика Сати, который с треском провалился, Ольга познакомилась с Пабло Пикассо, отвечающим за художественное оформление спектакля. Костюмы он изготовил из картонных кубов, что дало повод разгневанным критикам обозвать художника «геометрическим мазилой». Роман  Хохловой и Пикассо завязался на фоне нешуточного скандала по поводу премьеры, в результате которого композитор Сати едва не угодил в тюрьму.
«Может ли художник быть серьезным человеком?» — встревожившись выбором дочери, допытывалась мать Хохловой у Сергея Дягилева. «Не менее серьезным, чем балерина», — отвечал импресарио, а Пикассо намекнул, что с Ольгой легкого романа не получится. «Осторожно: на русских девушках надо жениться», — предупредил он Пабло.
Страстный напор художника пугал девушку, говорившую, что кавалер ее компрометирует. Ольга, будучи девственницей, не представляла себе иных отношений, кроме замужества, а Пикассо, поняв, что взять неприступную крепость так просто не удастся, решил сделать ей предложение. Его поступок был на тот момент искренним, он обожал кроткую красавицу, оставившую семью и родину ради балета, и верил, что проживет с ней всю свою жизнь. Так думала и Ольга, для которой Пикассо стал первым и единственным мужчиной.
Из Парижа балет Дягилева поехал в Мадрид и Барселону, где мать Пикассо не одобрила выбора сына, хотя и посещала спектакли с участием Хохловой. Ей не нравилось, что она иностранка. Тогда художник подарил матери портрет Ольги в испанской мантилье, в котором выразил накал обуревавших его чувств и беспредельную нежность. Дальше путь «Русского балета» лежал за океан, но Хохлова и Пикассо вернулись в Париж, где начали совместную жизнь в доме на улице Бёти. Они были безумно влюблены и уверены, что умрут в один день.

От любви до ненависти

12 июля 1918 года в мэрии VII парижского округа прошла церемония бракосочетания Пикассо и Хохловой. Вслед за гражданской церемонией состоялось венчание в православном соборе Александра Невского на улице Дарю. В числе приглашенных оказались Сергей Дягилев, Анри Матисс, Макс Жакоб, Жан Кокто, Гийом Аполлинер, Гертруда Стайн. Был составлен брачный контракт, согласно которому половина имущества художника, в том числе картины, в случае развода отходила его жене. Но о разрыве отношений тогда никто не думал… Именно из-за данного пункта в договоре Пикассо так и не развелся с Ольгой до самой ее смерти, хотя фактически они прожили вместе 17 лет, а официальный брак длился 40. Пабло не мог расстаться со своими полотнами, это приводило его в отчаяние и лишало способности писать.  
Ольга, русская аристократка, обожавшая роскошь и светские приемы, перестроила весь быт художника, познавшего в молодости страшную нищету. Его увлекла дорогая одежда, пышные обеды и рауты, что не нравилось друзьям Пабло, называвшим Ольгу «невыносимой мадам Пикассо». Ей художник обязан неоклассическому периоду в своем творчестве, так как супруга просила писать ее так, чтобы она узнавала на портрете свое лицо. «Ольга практически не была знакома ни с его прежними работами, ни с артистическим авангардом, — сообщал биограф художника Анри Жидель. — Кубизм Пабло привел ее в ужас! Он пишет ее только в классическом стиле, это единственный стиль, который ей нравится. Таков «Портрет Ольги в кресле», выполненный в манере Энгра. Он просит Ольгу причесать волосы на прямой пробор, чтобы подчеркнуть правильность черт ее лица». Пикассо оставил массу очень красивых портретов Ольги, он был по-настоящему счастлив, особенно когда стал отцом, — 4 февраля 1921 года родился их сын Пауло (Поль).
Но постепенно художник, всю жизнь стремившийся жить только для себя, начал охладевать к жене. Возможно, он «наигрался» в респектабельность и семейную идиллию. Ему было неприятно, что дадаисты стали называть его «мертвым художником». Между супругами все чаще начали вспыхивать скандалы. Последние семь лет совместной жизни стали для Пикассо и Хохловой настоящей пыткой. Он увлекся 17-летней Мари-Терез Вальтер и даже поселил ее напротив апартаментов, которые они занимали с Ольгой. Она ужасно страдала, но делала вид, что ничего не происходит, так как не хотела делить своего обожаемого мужа ни с кем. Только когда узнала, что Мари родила Пикассо дочь (это произошло в 1935 году), Ольга забрала сына и уехала на юг Франции. Развод, на который она подала, не был оформлен из-за отказа художника. Ее обида переросла в патологическую ревность и мрачную одержимость. Изломанная психика  оскорбленной женщины не могла вынести подобного предательства. Ее мучили истерики и нервные срывы. Продолжая любить своего единственного мужчину, она преследовала его, писала длинные бессвязные злые письма, угрожала, ездила за ним по стране, третировала его новых женщин. Нервное напряжение окончилось инсультом, ее парализовало, и она лишилась возможности ходить. А потом несчастная брошенная Ольга заболела раком и скончалась в возрасте  64 лет в Каннах. 11 февраля 1955 года ее истерзанное сердце остановилось. Она не смогла пережить свою преданную любовь, сменившуюся ненавистью. Великий ли художник погубил Ольгу, или особенности ее характера и психики? Так или иначе, жизнь русской аристократки была трагична, а конец ужасен.

Пустые надежды

Пикассо, ни разу не навестивший Ольгу в больнице, продолжал вести ту жизнь, к которой привык. «Каждый раз, когда я меняю женщину, — говорил он, — я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом, я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость». На смену Мари-Терез Вальтер пришла художница Франсуаза Жило, родившая ему сына Клода и дочь Палому, и множество других увлечений, самыми яркими среди которых были Дора Маар и Жаклин Рок.
Расставание с великим художником для многих женщин заканчивалось трагически. При всех своих различиях — во внешности, возрасте, социальном положении — их объединяло одно: несчастливая судьба и страшный конец.  Мари-Терез повесилась в гараже, ее дочь от Пикассо — Майя — погибла в автомобильной катастрофе. Дора Маар закончила дни в психиатрической лечебнице. Жаклин Рок, вторая и последняя официальная жена Пикассо, отвадившая от него всех потенциальных наследников, на которой художник женился почти в 80-летнем возрасте, страдала тяжелой формой депрессии. 16 октября 1986 года она выстрелила себе в висок… Только Франсуаза Жило, сама оставившая Пикассо, прожила долгую, отнюдь не трагическую, насыщенную событиями жизнь. Сам же великий художник ушел в 92 года.
Возможно, умирая, Ольга Хохлова вспоминала слова матери Пикассо, сказанные ей при первом знакомстве в Барселоне: «Ни одна женщина не будет счастлива с моим сыном». Тогда она и не подозревала, насколько эта фраза окажется пророческой…

Комментарии
Реклама
Письма читателей
Реклама
Липовый чай
Календарь событий
18
Февраля
  • День транспортной полиции (милиции), манифест о даровании свободы российскому дворянству