Дата публикации: 08.05.2017
Рубрика: Творчество
Добавить к себе в заметки

Проект «Моя Россия» Вологодские кружева

Автор: Елена ЧИСТОВА
Русское кружево по праву считается уникальным видом отечественного декоративного искусства. Несмотря на то что изначально оно формировалось на основе зарубежных образцов, со временем в нем выработался свой уникальный орнаментальный язык. В вологодском Музее кружева бережно хранят историю этого искусства.  

Большинство исследователей сходятся во мнении, что кружево появилось в Европе (предположительно, в Италии) на рубеже XV-XVI веков. Первые сведения о русских кружевах упоминаются в Ипатьевской летописи уже в XIII столетии — ими был обшит кожух князя Даниила Галицкого.
На Севере кружево появилось, скорее всего, во второй половине ХVI века, когда Вологда становится крупным торговым центром, и в город приплывают корабли из Европы с товарами, в том числе кружевными. В ХVII столетии кружево в нашей стране становится любимым украшением одежды и предметов быта, символом богатства, знатности и состоятельности.
Процесс создания ручного кружева практически не изменился за многие столетия существования промысла. Кружево плетется при помощи коклюшек (точеных палочек), один конец которых имеет углубление (шейку) для наматывания ниток. Коклюшки соединяются парами, и кружевной узор плетется путем перевивания нитей в определенном порядке в соответствии с рисунком.
Для плетения кружева используют подушку (цилиндрический валик, туго набитый сеном или соломой), которую укладывают на пяльца (также называемые «подставка», «козлы»). Важным для создания кружевных изделий является сколок — технический рисунок, выполненный на плотной бумаге. На нем точками накола обозначаются места, куда при пересечении нитей плетея вкалывает булавки. При сцепной технике плетения кружевницы также используют крючок для соединения фрагментов и частей изделия.

Техническая сторона

Существует несколько способов плетения: численный, парный и сцепной. Численный способ не требует сколка, кружево плетется по счету перевивов нитей в определенном порядке. Вологодские мастерицы чаще всего использовали  парный (многопарный) и сцепной способы.
Самой распространенной техникой плетения у современных вологодских кружевниц является сцепная. Кружево плетется по частям несколькими парами коклюшек, затем все фрагменты соединяются при помощи тамбурного крючка. Сцепной способ стал преобладающим, так как позволяет изготовлять кружевные изделия различной формы. Кроме того, с помощью этой техники несколько мастериц могут трудиться над одним шедевром. Каждая работает на отдельной подушке, выплетая свою часть изделия, а затем готовые части соединяют в единое целое. Это очень удобно при создании больших изделий: скатертей, занавесей, панно и т.д.

За годы существования кружевного промысла было создано огромное количество узоров на основе растительного и геометрического орнаментов. В сцепной технике существует много различных сюжетных панно, которые, по сути, являются кружевными картинами с совершенно разной тематикой.
Узоры кружева различаются и в зависимости от способа плетения. Орнаменты численного кружева состоят, как правило, из простых геометрических форм. В мерном многопарном кружеве существовали различные узоры, получившие в народе поэтические названия: меленка, ключики, черепашка, веерок, фарфорики, гусиные лапки, морозы, звездочки, паучок, устьянская терка, банты, роза.
В современном вологодском кружеве узор выплетается, как правило, плавно изгибающейся полотнянкой, иногда полотнянкой и сеткой, фон же состоит из плетешковых или насновочных решеток. Вологодские кружевницы создали множество разнообразных фоновых решеток, но и давно известные узоры они до сих пор используют в своих работах.

Пространство красоты

Музей кружева открыли 3 ноября 2010 года в отреставрированном двухэтажном каменном здании первой половины XIX века. В основной экспозиции представлено более 700 уникальных кружевных изделий. Хронологический принцип позволяет проследить историю развития кружевоплетения, стилевые направления различных периодов, авторскую индивидуальность.
Изделия зарубежных кружевных центров Франции, Бельгии, Германии, Польши, Хорватии представлены в первом зале музея. Здесь же экспонируются образцы золотного кружева — наиболее ранние памятники, датируемые XVII–XVIII веками.
Этнографические предметы — традиционная одежда и предметы быта, украшенные крестьянским мерным кружевом, — отражают особенности развития кружевоплетения в Вологодской губернии XIX – начала XX столетия.
Весьма оригинальны кружевные изделия с сюжетной тематикой 1920-х и 1930–40-х, созданные для сельскохозяйственных и кустарно-промышленных выставок. Отражая дух эпохи первых советских десятилетий, они являются прекрасным примером умелого сочетания традиций и новаторства в кружевоплетении.  В главной галерее музея представлены произведения известных вологодских художниц по кружеву: В.Д. Веселовой, Г.Н. Мамровской, М.Н. Груничевой, А.Н. Ракчеевой, К.В. Исаковой.
Продолжают экспозицию произведения 1970–80-х: «Веселая деревня» и «Вологда» А.Н. Ракчеевой, «Рассвет» и «Весенний перезвон» Г.Н. Мамровской. Современные кружевные работы находятся в последних залах.
Есть в музее и особенно интересные экспонаты. Например, трехметровая скатерть «Снежинка» художницы Виктории Николаевны Ельфиной. Рисунок мастер создала в 1959 году. Несколько месяцев ушло на работу над техническим изображением и еще два 25 кружевниц трудились над воплощением авторского замысла. На множестве выставок по всему миру «Снежинка» была главным чудом, «нетающим инеем вологодского кружева», восхищавшим всех, от мала до велика.
К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина вологодские художницы запечатлели в кружеве всеми любимые сказки великого писателя. Они создали панно «У Лукоморья» и «Сказка о царе Салтане», круглые скатерти «Золотая рыбка» и «Град на острове стоит».
Раз в три года музей становится одним из организаторов масштабного события в мире кружева — международного фестиваля Vita Lace. Летом 2017 года состоится уже третье подобное мероприятие, на которое ожидают гостей со всей России и даже мира.

Важная информация

Адрес Музея кружева: Вологда, Кремлевская площадь, 12.
Время работы: со среды по воскресенье — с 10:00 до 17:30, понедельник и вторник — выходные дни.
Стоимость входных билетов (без экскурсии): 100 рублей — взрослые, 50 рублей — пенсионеры и школьники.

Елена ЧИСТОВА

Редакция журнала «Работница» благодарит за помощь в написании статьи Наталию Станиславовну Боеву, заведующую Музеем кружева.  

Комментарии


Реклама
Письма читателей
Реклама
Липовый чай
Календарь событий
20
Октября
Ничего не найдено