Дата публикации: 18.02.2019
Рубрика: Звезды
Добавить к себе в заметки

ЛЮБОВЬ И ТАНЕЦ Матильды Кшесинской

Автор: Журнал "Работница"
Она была не просто примой-балериной императорских театров. Она была балериной ассолюта — звание, которое получают наиболее яркие танцовщицы, чей авторитет непоколебим. Матильда Кшесинская сегодня больше известна как любовница Николая II, однако в свое время она стала первой танцовщицей, которая вывела русский балет на новый уровень.

До этого на сцене императорского театра блистали иностранные гастролерши: Вирджиния Цукки, Пьярина Леньяни и Карлотта Британца. Вирджинию Цукки Матильда боготворила. Впервые она увидела ее в балете «Тщетная предосторожность» и была поражена техникой танца. Мале было пятнадцать. Она посещала уроки в Императорском театральном училище, но особого интереса к балетным па не питала, так как все упражнения знала с детства.



Родилась будущая звезда в танцевальной семье. Ее отец Феликс Кшесинский в 1851 году был выписан Николаем I из Варшавы и прославился на русской сцене как лучший исполнитель мазурки. Мать Матильды также была балериной и окончила Императорское театральное училище. В большой семье из девяти человек танцевали практически все. Маленькая Маля впервые вышла на сцену в четыре года, в восемь она стала заниматься балетом профессионально, в пятнадцать решила составить конкуренцию иностранным звездам. Чего-чего, а упорства и упрямства юной танцовщице было не занимать. Матильда попала в класс к известному педагогу Христиану Йогансону и после увиденного танца Вирджинии Цукки стала заниматься с особенной страстью. Уже через два года ей дали партию Лизы в балете «Тщетная предосторожность», того самого, в котором блистала ее кумир. Кшесинская сумела покорить зал. О юной звезде заговорили в обществе. Но главным событием вечера было приглашение на торжественный ужин, где Александр III поощрял особо успешных учениц. Когда все вошли в зал, он произнес: «А где Кшесинская?» Матильда стояла в отдалении и, не веря своим ушам, вышла из толпы. «Будьте украшением и славой нашего балета». Это наставление она запомнила на всю жизнь.

За столом ей отвели место между императором и цесаревичем Николаем. Высокая честь! В этот момент, по воспоминаниям самой балерины, Николай и Матильда поняли, что в их душах неизбежно поселилось роковое влечение. Историки говорят, что это был спланированный ход императорской семьи. Юного наследника старались приобщить к женскому обществу, которое он старательно избегал, предпочитая уединение. Уловка удалась. Влюбленные встречались всегда и везде, насколько цесаревичу позволяли долги время. Роман был страстным, но длился всего четыре года. Хотя привязанность к королеве русского балета Николай сохранил на всю жизнь, тем не менее, отношения были расторгнуты по инициативе самой Кшесинской. Причиной послужили помолвка цесаревича с принцессой Гессен-Дармштадской Алисой и коронация. Кшесинская, будучи мудрой женщиной, без лишних эмоций, отпустила Ники под венец и всегда была приветлива с его супругой. Она, как никто, знала характер своего возлюбленного. Много лет спустя она писала: «Для меня было ясно, что у наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле. Первый его импульс был всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от престола…»



Говорят, что ее высокое положение в театре напрямую было связано с любовными романами. Конечно, это не так. Кшесинская всегда была одарена не только красотой и обаянием, но и недюжинной работоспособностью и трудолюбием. Она каждый день по нескольку часов подряд оттачивала мастерство в балетном зале, стирая ноги в кровь. Кроме того, соблюдала строгую диету. Соперничество с итальянской звездой Мариинского театра Пьяриной Леньяни сделала ее первой русской балериной, исполнившей 32 фуэте. Когда Матильду спрашивали, как ей удается при поворотах не сходить с одного места, она скромно отшучивалась: «Во время фуэте я держу точку на бриллиант в звезде министра». В стремлении овладеть недосягаемой виртуозностью Леньяни она начала брать уроки у выдающегося педагога Энрико Чекетти. Будучи примой, Матильда никогда не переставала совершенствоваться. Тамара Карсавина вспоминала: «Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. Перед спектаклем все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, а в шесть вечера была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Однажды я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и видела, как лихорадочно блестят ее глаза».

В честь десятилетия сценической деятельности она решила устроить бенефис, что было против правил. Обычно балерины позволяли себе такой вечер только после двадцати лет танцевальных заслуг. Успешное выступление завершал обед, на котором Матильда познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая II. Они влюбились друг в друга с первого взгляда и были вместе каждую свободную минуту, а осенью 1901 года отправились в совместное путешествие. Матильда забеременела. Она продолжала выступать вплоть до шестого месяца, а уже видимый живот скрывала удачно подобранными позами и положениями корпуса. Роды были тяжелыми, мать и ребенка еле спасли. Тем не менее, сын Владимир родился здоровым, и через пару месяцев Матильда уже вышла на сцену. Невероятная трудоспособность и сила воли помогли ей выжить и после событий 1917 года. Любимице императорского двора грозила опасность. Дом был захвачен большевиками. Ее не тронули только потому, что она согласилась выступить перед солдатами. Еще помнили, что на свои деньги она обустроила два госпиталя во время Первой мировой войны, а также давала благотворительные концерты для семей солдат и танцевала босиком для раненых в полевых палатах.



В 1920 году, после мытарств по чужим квартирам, вся семья эмигрировала во Францию. Еще вчера баснословно богатая Кшесинская осталась ни с чем. Но именно во Франции исполнилась ее женская мечта — Матильда и Андрей спустя 21 год после знакомства, наконец, повенчались. Так как Андрей Владимирович был профессиональным военным и не мог найти работу, а сын не успел получить образование, Матильда обеспечивала семью одна. Она давала уроки и весьма преуспела в педагогическом мастерстве. Среди ее учениц были звезды французской и английской сцены: Марго Фонтейн, Иветт Шовире, Памелла Мей.

Вскоре школа уже насчитывала более сотни учеников. В 1936 году Кшесинская решила попрощаться со сценой. 64-летнюю приму лондонский Ковент-Гарден вызывал 18 раз!!! Несмотря на больное бедро и немолодой возраст, она, как всегда, смогла пленить и покорить публику. Королева русского балета
поражала своим драматизмом и отточенностью каждого па. Кшесинская пережила две революции и две мировые войны, она имела характер воина и натуру неуемной кокетки. Великая балерина, о которой молчали в советские годы, по сей день остается объектом тайни загадок.

Комментарии
comments powered by HyperComments


Реклама
Письма читателей
Реклама
Липовый чай
Календарь событий
21
Марта
Ничего не найдено