Дата публикации: 29.12.2018
Рубрика: Звезды
Добавить к себе в заметки

НОННА ГРИШАЕВА — родилась в семье артистка

Нонна Гришаева пригласила нас к себе в Московский Областной Государственный Театр Юного Зрителя, где она является художественным руководителем. Войдя в кабинет, полный живописных фотографий и картин, и увидев ее в рабочем кресле, возникло такое чувство, что ей это безумно идет. Быть на сцене — да. Играть в кино — непременно. Уметь быть смешной и ироничной на телеэкране — искусство. Но самое большое искусство — быть творцом, художником, актрисой, мамой, любимой женой и при этом сохранять в душе солнце и прекрасное чувство юмора.

Расскажите, пожалуйста, Нонна Валентиновна, что для вас значит театр?

Это абсолютная любовь с детства, потому что тогда я вышла на профессиональную сцену Одесского театра оперетты и вкусила этот наркотик. Театр для меня всегда стоял на первом месте. Я гораздо больше его люблю и ценю, чем кино и телевидение, и получаю удовольствие от работы. Это живой обмен энергией со зрителем. Уже впоследствии, получив в художественное руководство Московский Областной Государственный
Театр Юного Зрителя, я стала получать удовольствие не только как актриса, но и как создатель, планировщик и идейный вдохновитель больших творческих проектов.

Сейчас вышла премьера спектакля «Ревизор». Я в нем не участвую как актриса, но получаю колоссальное удовольствие от того, что идея, которую мы придумали вместе с моим супругом, режиссером Александром Нестеровым, воплощена с успехом.

Какие еще идеи воплотились в театре с вашим приходом?

В мои обязанности входит выбор репертуара, подбор пьес к постановке, приглашение режиссеров, распределение ролей. Безусловно, с моим приходом в театре появились музыкальные спектакли, я бы даже сказала, появился музыкальный уклон. Первой постановкой был спектакль «Леди Совершенство» на музыку Дунаевского, где я сыграла Мэри Поппинс. Уже четвертый сезон он идет с неизменным успехом, с аншлагами. Дальше я старалась не понижать планку, а брать все выше и выше. Каждый спектакль — это очередная ступень, все сложнее и сложнее. Потом был музыкальный спектакль «Важная птица». После него появился «Винни Пух» с живыми инструментами, а затем еще и «Ревизор» с живым оркестром, где артисты не только поют, но и играют на музыкальных инструментах. Там эффектно используются народные инструменты, а одна
героиня даже играет на пиле.

А это, как мы знаем, непростой возраст. Именно поэтому мы делаем спектакли по произведениям школьной литературы, чтобы привлечь юных зрителей. Зачастую подростков подкупают эффекты.

512.jpg


Чем привлекательны спектакли вашего театра?

В наших спектаклях есть самое главное — яркое, красочное действие, происходящее на сцене. Почему мы решили сделать «Ревизора» именно музыкальным спектаклем? Потому что у подростков сейчас помимо клипового мышления существует болезнь гаджетомания. Сценическое действие должно быть настолько интересным, чтобы ребенок во время спектакля не отвлекался на свой телефон, а внимание его было целиком и полностью в пьесе. В спектакле «Ревизор» многие гоголевские монологи сделаны в стихотворной форме замечательным молодым поэтом Вениамином Борисовым. Это настоящие музыкальные номера. Школьнику воспринимать длинные монологи легче в музыкальном варианте. На премьере уже побывали многие педагоги, и однажды после спектакля ко мне подошла пожилая учительница. Я немного содрогнулась, думая, что
сейчас на постановку обрушится суровая критика за своеобразную трактовку. А она сказала мне, что за свою педагогическую жизнь посмотрела большое количество «Ревизоров». «Хочу вас поздравить, ваш единственный был нескучным!» Я выдохнула и подумала: «Слава Богу!»
В результате очередной спектакль — полный аншлаг.

Какими качествами должен обладать артист, чтобы участвовать в таких разносторонних спектаклях?

Артист должен быть универсальным. Это самое главное. Почему мюзикл считается сложным жанром? Потому что артист, участвующий в музыкальном спектакле, должен уметь не просто играть драматическую роль, а еще профессионально петь и танцевать. Это мой любимый жанр, он интересен своей сложностью. Когда я пришла в театр, то несколько раз устраивала прослушивания и в основном старалась привлечь в труппу
именно хорошо поющих и двигающихся артистов. Театр взял музыкальное направление, и ему, конечно, нужны универсальные актеры.


Какие они, ваши спектакли — образовательные, развлекательные?

У нас большое количество спектаклей именно школьной программы: Лермонтов, Пушкин, Тургенев, сейчас Гоголь появился. Дети должны ходить в театр с раннего возраста и учиться различать, что есть хорошо и что есть плохо. Такие спектакли, как «Золушка», «Щелкунчик», «Три поросенка», учат этому в детстве. В отрочестве тоже важно прививать такие качества. Школы бронируют билеты уже на несколько представлений вперед.

Помимо спектаклей для детей в театре запустили программу «Клуб зрителей». Расскажите, что она из себя представляет?

Это такое нововведение. Непосредственное общение с нашими зрителями либо до спектакля, либо после него. Они имеют возможность пообщаться с артистами и руководством театра. Идет прямой диалог. Мы задаем друг другу вопросы и выясняем, что понятно, что непонятно, понравилось, не понравилось. Делаем выводы. Обязательно нужно общаться и приходить к единому пониманию.

Как привить ребенку любовь к театру?

Это только с детства. Понимаете, недавно мой педагог Владимир Владимирович Иванов прислал мне ролик с конкурса «Миссис Россия». Там женщинам задают вопросы, кто изображен на памятнике Медный всадник, кто такой Ленин, Солнце вокруг Земли вращается или Земля вокруг Солнца, кто такой Че Гевара? Ни на один вопрос никто из участниц не мог ответить. Мне стало страшно, действительно страшно. У победительницы спрашивают: «Вы мать двоих детей. Кто такая Агния Барто?» Она отвечает: «Не знаю, наверное, тоже мама...» К сожалению, это не сценарий, это реальность. У девушек, которым с детства не прививали любовь латье надеть и как красиво выглядеть, чтобы удачно выйти замуж. Это катастрофа. Поэтому, дорогие родители, приводите детей в театр с раннего возраста.

А как вы своим детям прививаете любовь к искусству?

Во-первых, я с раннего детства прививала моим детям любовь к книгам. Они до сих пор любят читать. Сын берет книгу перед сном, или я ему читаю, когда успеваю. Дочь читает, несмотря на то что пользуется компьютером. Все это непосредственно вошло в нашу жизнь. Естественно, я воспитывала и любовь к театру. Они с раннего детства посещали спектакли. Илья и Анастасия связаны с искусством. Дочь рисует, она уже окончила отделение графики и иллюстрации в Кембриджском университете и пробует себя в качестве иллюстратора в одном издательстве. А сын учится в музыкальной школе по классу саксофона. У него начались первые оркестровые занятия. Поэтому они оба у меня в искусстве. Посмотрев спектакль или посетив встречу «Клуба зрителей», я уверена, многие девочки и мальчики станут мечтать о сцене.

514.jpg

А почему вы выбрали эту профессию?

Я не помню этот момент, но мама говорит, что я сначала научилась петь и танцевать, а потом говорить и ходить. В 4 года уже были сольные концерты. Я пародировала всех певцов советской эстрады. Никогда не стоял вопрос, кем я буду. Мне кажется, я с рождения это знала, и родители поняли. Вот так получилось, родилась в семье артистка. Что делать? Смириться и разивать эти способности. Именно поэтому мама отдала меня в балетную школу, музыкальную школу и потом в театрально-хоровую студию.

Вас больше знают по комедиям и пародиям. А такие знаковые драматические роли, как Гелена в театральном спектакле «Варшавская мелодия» или Антонина Ревельс в киносериале «Утесов. Песня длиною в жизнь», что они для вас значат?

Я бесконечно люблю театр, потому что это мой шанс поговорить со зрителем и показать, что я могу не только смешить, но еще играть драматически глубоких персонажей. В кино у меня всего лишь две серьезные работы — это «Служу Советскому Союзу» и «Непридуманная жизнь». В основном режиссеры и продюсеры меня видят в телевизионном амплуа неунывающей заводилы. Это как клише. Но в театре, слава Богу, благодаря таким проектам, как «Варшавская мелодия», «Утесов live», «Джуди», «Пять вечеров», я имею возможность показать то, на что действительно способна. Для меня как для артистки это ценно. Зрители приходят в театр посмотреть на «пультового» персонажа, а попадают на
нечто иное. После спектаклей люди говорят и пишут, что даже представить себе не могли, какая я на самом деле актриса. Для меня это лучшая похвала.

Как вы все успеваете — театр, кино, художественное руководство и семья?

Сейчас от 90% предложений я отказываюсь, для меня на первом месте моя семья, мой дом имой театр. Свое личное творчество я немного отодвинула на второй план. Отказалась от всех телепроектов, потому что мне много времени нужно быть в театре. Здесь я нужнее. Здесь вы творец в истинном смысле этого слова.

К Новому году готовится премьера «Сказки Пушкина». Что это будет за спектакль?

Это замечательный проект. Я пригласила совершенно изумительного режиссера — Ирину Пахомову. Она тоже ученица Владимира Владимировича Иванова. У нас с ней одна альма-матер — Щукинское училище. Ирина будет делать новогодний спектакль, который впоследствии можно будет играть и без новогодней истории. Это тоже музыкальный проект. В него входят три сказки: «Сказка о Золотой рыбке», «О попе и
о его работнике Балде» и «Золотой петушок». Все они объединены одной сюжетной линией — аист приносит ребенка, подбрасывает Коту с Дубом, и они начинают его нянчить, рассказывая эти сказки. А сказки оживают. Все артисты будут петь вживую. Это история с песнями, танцами и со всевозможными анимационными эффектами. А после Нового года мы приступаем к созданию спектакля моей мечты, с которого я когда-то
начинала свое творчество, — «Питер Пен». Его будет ставить Алексей Франдетти, которой недавно выпустил премьеру в Большом театре. Он же ставил спектакль «Джуди» со мной в главной роли. Теперь же я уговорила его поставить спектакль у нас в театре. Вэнди — моя первая роль, которую я сыграла в 10 лет. В этот раз я уже сыграю маму.

Каких еще интересных людей вы привлекаете в театр?

Я веду переговоры с моим учителем и педагогом, замечательным режиссером Театра Вахтангова Владимиром Владимировичем Ивановым и с потрясающим молодым режиссером, с которым мы когда-то вместе учились в Щукинском училище, — Александром Коручековым, который, возможно, будет ставить у нас Шекспира. И, как всегда, продолжаю повышать планку.

Возникают ли трудности в таком непростом, но совершенно захватывающем деле?

Уговорить хорошего режиссера на постановку и сделать так, чтобы он в своем безумном графике нашел для нас время, — это трудность. Я вовсю пользуюсь своими связями. Так, например, уговорила Павла Сафонова на постановку «Пяти вечеров», пользуясь тем, что он мой однокурсник. В итоге сейчас он номинирован на премию «Звезда театрала» именно за этот спектакль. Сложности в том, чтобы хватило наших возможностей на наши замыслы. Огромное спасибо губернатору Московской области Андрею Юрьевичу Воробьеву за то, что он не забывает о нас, за то, что поддерживает. Благодаря помощи с его стороны осуществляются мои замыслы.

Редакция журнала, в свою очередь, благодарит Нонну Гришаеву за впечатления от спектакля «Ревизор», который получился действительно
необычным. Актеры, помимо того что совершенно точно воплощали гоголевских персонажей, еще и прекрасно двигались, выполняли трюки и играли на музыкальных инструментах. Действие пронизано танцевальными номерами в исполнении самих актеров и профессиональных танцоров, а также вокальными вставками. Хлестаков в исполнении молодого актера Ильи Ильиных юрко и изворотливо обводил вокруг пальца всех до единого. Все персонажи радуют своей характерностью. Спектакль с антрактом идет почти 3 часа, но так не хочется, чтобы он
заканчивался. Это стоит видеть!

Беседовала Ирина ЛАТОРЦЕВ


Комментарии
comments powered by HyperComments


Реклама
Письма читателей
Календарь событий
27
Мая
  • Общероссийский день библиотек